До того, как в XX веке ботаническая иллюстрация приобрела статус самостоятельного художественного жанра, она несла в себе вполне практическую и необходимую для своего времени функцию. А именно – возможность распознать то или иное растение с целью его последующего применения в изготовлении лекарственных средств. Для выполнения такой задачи необходимо было являться не только художником, но и ученым, который досконально знает строение растений, их классификацию и морфологические признаки.
Чем отличается ботаническая иллюстрация от натюрмортов с цветами
Художник, занимающийся фигуративной живописью, не хуже медика обязан знать анатомию человека. Так и тот, кто решил заняться ботанической иллюстрацией, обязан в совершенстве знать законы формообразования растений. Необходимо не только видеть, но и понимать, что именно ты рисуешь! Быть хорошим копировщиком не достаточно для работы с ботанической иллюстрацией.
Ботаническая иллюстрация ставит перед собой достаточно сложную задачу: рисунок растения обязан иметь крайнюю степень достоверности, нести в себе научно-информационное содержание, и вместе с этим, иметь эстетическую и художественную ценность. Ботаническая иллюстрация – это не чертеж растения! Не имея возможности пренебрегать деталями, художник обязан показать, что растение живое, что в нем циркулируют придающие ему жизнь вещества.
Художник, занимающийся живописью, может позволить себе пренебречь многим. Иногда это делается намеренно, ибо воображение созерцающего способно дорисовать то, что на картине не изображено. В ботанической же иллюстрации подобное неприемлемо! Соответственно, никак нельзя называть ботанической иллюстрацией любой натюрморт с цветами или любое изображение представителей мира растений.
Если основной целью ботанической иллюстрации является максимальная узнаваемость, то возникает вопрос: может быть фотография способна решить подобную задачу? Увы, не способна. Дело в том, что только художник может нарисовать растение таким образом, чтобы одновременно продемонстрировать все его особенности: изобразить оборотную сторону листа, сделать выноски с увеличением, сравнить на одной странице несколько растений из одного семейства, все это расположив соблюдая законы композиции. В итоге, даже сегодня, ученые склонны в большей степени доверять ботаническим атласам, составленным несколько столетий назад, нежели современной фотографии.
Все опять придумали древние греки
Самым ранним свидетельством ботанической иллюстрации можно считать травник древнегреческого врача по имени Кратеуас, известного по прозвищу Ризотомист (дословно переводится как охотник за корнями растений). Попытки передать визуальную информацию о лекарственных растениях были замечены еще в древнем Египте. Однако, историки именно Кратеуаса именуют отцом ботанической иллюстрации. Его рукопись, датируемая первым веком до нашей эры, можно назвать первым известным атласом растений, в котором были собраны в алфавитном порядке и описаны лечебные свойства разнообразных трав.
Следующей вехой в развитии ботанической иллюстрации стала рукопись созданная через сто лет после вышеописанных событий – в первом веке нашей эры. Древнегреческий военный врач Педаний Диоскорид, странствовавший по свету вместе с римской армией при императоре Нероне, взяв за основу то, что было собрано Кратеуасом сто лет назад, создал трактат «О лекарственных веществах». Это был сборник, который содержал более 1000 рецептов, 813 из которых были рецептами снадобий на основе растительного материала. Данный труд был настолько прогрессивным, что более чем на полторы тысячи лет стал главной книгой всех лекарей Европы и Средиземноморья.
Манускрипт Диоскорида, как и рукопись Кратеуаса, содержали в себе рисунки описываемых растений, однако их узнаваемость была весьма условной. В ходе дальнейших многочисленных переизданий, манускрипт стал обрастать иллюстрациями, которые со временем совершенствовались. В итоге, в начале VI века нашей эры миру был явлен «Венский Диоскорид» – иллюстрированное издание того, что было написано еще 500 лет назад. «Венский Диоскорид» включал в себя 435 тщательно выполненных рисунков разных растений, качество которых уже можно было назвать приемлемым. Оригинал этого издания хранится в австрийской национальной библиотеке в Вене.
Средние века и эпоха возрождения
В средние века детальное изображение растений и цветов нашло место в христианской книге. Естественно, что главным объектом в литературе такого рода являлись совсем не цветочки, но то как именно их изображали, можно с уверенностью назвать ботанической иллюстрацией. Естественно, что изображения цветов при иллюстрировании библейских сюжетов наделялось символизмом: лилия – непорочность Девы Марии; одуванчик – младенчество Христа; фиалка – его смирение; клевер – Святая Троица и так далее.
Период истории с XV по XVII век называют эпохой великих географических открытий. Открывались новые страны, земли, континенты. А вместе с ними и новые растения. В сухопутных и морских экспедициях обзательно присутствовал художник. За отсутствием альтернатив, приходилось зарисовывать то, что было увидено. Зачастую его роль выполнял сам ученый, прекрасно сочетая в себе научные знания и умение художника. Кстати, именно художник-ботаник, находившийся на корабле Индевор, которым командовал легендарный Капитан Кук, стал первым европейцем, кто сделал татуировку аборигенов Таити.
Основоположником современной ботанической иллюстрации называют швейцарского ученого по имени Конрад Геснер, жившего в XVI веке. Сделав тысячи рисунков, он сумел выявить определенные закономерности в мире растений, что привело к попыткам классификации оных. Для своего времени его рисунки отличались безупречной точностью. Его работы легли в основу трудов Карла Линнея, шведского ученого жившего и работавшего в XVIII веке. Он также был непревзойденным иллюстратором, и вошел в историю, как первый кто сумел классифицировать мир растений и животных. Благодаря нему между ботаниками разных стран возникло четкое взаимопонимание, а в ботанической иллюстрации укрепились изобразительные каноны.
Начиная с XVI века ботаническая иллюстрация начала формироваться в самостоятельное художественное направление. Ею стали интересоваться не только аптекари, но и состоятельные владельцы парков и садов, разнообразие которых пополнялось невиданными экземплярами из открываемых земель. Растения начали ценить не только за их полезные свойства, но и за естественную красоту!
Иметь в своей библиотеке атлас растений было престижно. Ведь такой атлас стоил очень дорого, ибо для его создания приходилось привлекать не только художников, но и аптекарей, разбирающихся в травах, ученых, высококвалифицированных граверов, полученные оттиски необходимо было раскрашивать от руки. По качеству издаваемого ботанического атласа могли судить об уровне интеллектуального и технического развития целого государства. А монархи и вельможи негласно соревновались: чей сад наиболее богат экзотическими растениями, что естественно имело положительное влияние на развитие ботанической иллюстрации и ботаники в целом.
Ботаническая иллюстрация в России
В России основу, если не для ботанической иллюстрации, то для ее процветания, заложил Петр Первый. Именно он распорядился основать в Санкт-Петербурге ботанический сад, целью которого было выращивание лекарственных растений. Петр Первый приглашал ученых, инициировал экспедиции по изучению российской природы. Естественно, что в ботаническом саду и в каждой экспедиции работали художники, рисовавшие флору и фауну.
Екатерина Вторая, взошедшая на российский трон после Петра, стала настоящим популяризатором ботанической иллюстрации. Проявляя искренний интерес к данному вопросу, вслед за ней и прочие государственные мужи стали интересоваться ботанической иллюстрацией. Екатерина Вторая из собственных средств оплатила издание атласа российских растений «Flora Rossica», составителем которого стал немецкий ученый Петр Симон Паллас. Увы, но этот масштабный труд не был завершен. Однако, то что увидело свет имеет научную ценность и по сей день.
Знаменитые иллюстраторы-ботаники
За всю историю ботанической иллюстрации были изданы тысячи травников, атласов, справочников. Нарисованы миллионы картинок. Масса художников попала под очарование стебельков, корешков и тычинок с пестиками. По сему, делать попытки отметить «выдающихся» художников ботанической иллюстрации – дело весьма неблагодарное. Каждый из них имеет свой неповторимый почерк и стилистику. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа.
Зачастую истории таких художников бывают во многом схожими: родился в семье бедняка, отсутствие денег на исследования, приключения в дальних неведомых странах, непонимание со стороны окружающих, а в итоге – посмертное всемирное признание. Можно утверждать категорически: главной чертой художника, занимавшегося ботанической иллюстрацией, являлась одержимость к познанию нового! И ради нее они были готовы отдать все, в том числе и жизнь.
Вспомним немецкого натуралиста по имени Самуил Георг Готлиб Гмелин, который был приглашен Екатериной Второй для работы в России. Во время экспедиции в Дагестане его похитили. У императрицы был потребован выкуп в 30 тысяч рублей (невиданная сумма). Екатерина отвергла требования террористов и предприняла попытку вооруженного освобождения заложника, которая оказалась неудачной – ученый в плену умер. Так что современное русское пренебрежительное «ботаник», означающее некий хрупкий субъект не способный к решительным действиям – это весьма и весьма несправедливо. Если верить истории, «ботаник» – это образованный авантюрист, который был готов предпринять самое рискованное путешествие, часто без единого гроша в кармане.
Ботаническая татуировка
Можно сказать, что ботаническая иллюстрация уже выполнила для человечества свое предназначение. Она сохранила для будущих поколений изображения растений, которые мы можем вживую наблюдать сегодня. А также сохранила для нас то, как выглядели уже исчезнувшие виды. В наши дни то, что росло несколько веков назад, мы можем видеть только на старинных гравюрах.
Один из первых абстракционистов – Василий Кандинский рассказывал о влиянии на свое творчество литографий Эрнста Геккеля из книги «Красота форм в природе». Авангардист Пауль Клее мечтал вырастить картину, как растят цветы и растения. Новатор в архитектуре Антонио Гауди на практике использовал симметрию растительных форм. Не подлежит сомнению, что в своей работе все они часами изучали то, что было создано в рамках ботанической иллюстрации. Соответственно, ботаническая иллюстрация прочно закрепилась, как источник вдохновения для всех, кто занимается тем или иным видом изобразительного искусства.
Но что делать сегодня, когда все страны и континенты открыты, а растущие там растения давно изучены? Возможно, татуировка станет, если уже не стала, новой формой развития ботанической иллюстрации. Цветочный символизм, который присутствует в культурах любых народов, предлагает тату-художнику необъятное поле для фантазии! Но в данном случае, татуировка входит в конфликт с основной задачей ботанической иллюстрации – сохранить и передать изображение растений для последующего изучения оных. Дело в том, что объекты тату-искусства являются самыми недолговечными, татуировки уходят в небытие вместе с их носителями, срок жизни таких объектов ограничен сроком жизни носителя. Однако, именно в этом и есть некое изящество тату-искусства. В конце концов, на этом свете нет ничего вечного…